"Формирование познавательных компетенций учащихся через применение игровых технологий на уроках в начальной школе"
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности. В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие ребенка как личности, поэтому возникает насущная потребность в расширении методического потенциала и в активных формах обучения. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии. Игровая деятельность не исчезает из ведущей учебной деятельности младших школьников, а является одной из уникальных форм обучения, которая помогает успешно осваивать содержание обучения. Особенность игровой деятельности в том, что она способствует изменению мотивов поведения, раскрывает новые источники развития познавательных сил, повышает самооценку учащихся, устанавливает дружеские отношения в микрогруппе и коллективе, приучает детей к согласованным действиям в работе, к ответственности перед командой, за которую они играют. В игре воспитываются многие волевые качества: самостоятельность, настойчивость, самообладание, выдержка, воля к победе – всё то, без чего немыслим успех. Большое значение имеет игра в младшем школьном возрасте, особенно сегодня, когда всё больше детей приходят в школу неподготовленными, с ослабленным психофизическим здоровьем, сниженным уровнем интеллектуального развития, эмоционального благополучия и потенциальной опасностью попасть в «группу риска». Игра выступает в качестве средства адаптации и социализации, средства изучения детей, лечебно-коррекционного периода. Она развивает в ребенке милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, речь и реактивность – словом, всё, что составляет богатство человеческой личности. Другой положительной стороной игры является то, она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией через телевидение, видео, радио, компьютерные сети. Задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора полученной информации. Развивать подобные умения помогает дидактическая игра. Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, я учу детей не так, как мне удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ВИД ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Педагогические технологии по преобладающему методу различаются на: 1. Игровые. 2. Догматические, репродуктивные. 3. Объяснительно-иллюстративные. 4. Развивающие. 5. Проблемные, поисковые. 6. Программированные. 7. Диалогические. 8. Творческие. 9. Саморазвивающие. 10. Информационные (компьютерные). Опираясь на концепцию Д. Б. Эльконина выявили наиболее характерные виды игр: • игра – развлечение; • игра – упражнение; • сюжетная игра; • процессуально – подражательная игра; • традиционная. По классификации О. С. Газмана игры бывают: • подвижные; • сюжетно-ролевые; • компьютерные; • дидактические. Какова бы не была классификация игр, ясно одно: игра для ребенка не просто времяпровождение. Она для него учеба, труд, серьезная форма воспитания, передача накопленного опыта. Делая ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровую деятельность я использую в следующих случаях: - в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; - как элементы более обширной технологии; - в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); - как технологию внеклассной работы. Реализацию игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий провожу по таким основным направлениям: - дидактическую цель ставлю перед учащимися в форме игровой задачи; - учебную деятельность подчиняю правилам игры; - учебный материал использую в качестве её средства; - в учебную деятельность ввожу соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых; - успешное выполнение дидактического задания связываю с игровым результатом. Эффективность любой игры во многом зависит от эмоционального отношения педагога к течению игры, от заинтересованности в её результатах, от правильного её проведения. Для обеспечения привлекательности и эффективности игры я придерживаюсь следующих требований к её проведению: 1. Игровая оболочка: должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех учеников на достижение игровых целей. 2. Включенность каждого в игру. 3. Возможность действия для каждого. 4. Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи. 5. Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. С другой стороны задания должны быть доступны каждому, поэтому необходимо учитывать уровень подготовки участников игры и задания подбирать от легких до более сложных. 6. Вариативность – в игре не должно быть единственно возможного пути достижения цели. 7. Должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей. 8. Дидактический материал должен быть прост по изготовлению и использованию. 9. Подведение результатов игры должно быть четким и справедливым. Большинство дидактических игр заключает в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто верней и быстрей?!», «Не зевать! Отвечать сразу!», «Сосчитай!», «Докажи!». По характеру познавательной деятельности дидактические игры я отношу к следующим группам: 1. Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу, например: составляют узор по образцу «Графический диктант», (узор на доске, в тетради, в форме аудиальной инструкции) «Мозаика». 2. Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. К этой группе относится большое число игр, направленных на формирование вычислительных навыков, например: игра «Определи курс движения самолета». 3. Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся, например: игра «Контролеры». 4. Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность, например: игра «Числа-перебежчики». 5. Игры, включающие элементы поисковой деятельности. Так, в игре «Угадай-ка» дети сами формируют правило по рисунку, схеме и опорным словам.
ЧЕРТЫ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
В структуре учебного процесса с использованием дидактических игр я выделяю четыре элемента-этапа: 1. Ориентация (представляю изучаемую тему, знакомлю с основными представлениями, которые в ней используются; даю характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры). 2. Подготовка к проведению (излагаю сценарий, игровые задачи, правила подсчета очков, распределение ролей совместно с учащимися, пробный «прогон» игры в сокращенном виде). 3. Проведение игры как таковой (организую проведение игры, фиксирую следствия игровых действий, слежу за подсчетом очков, разъясняю неясности). 4. Обсуждение игры (обсуждение проводим совместно с учащимися, в ходе которого дается описательный обзор – характеристика «событий» игры и отношение участников игры к трудностям, возникавшим по ходу дела, обсуждаются идеи, которые приходили в голову во время игры).
Анализируя данные элементы – этапы использования дидактических игр можно представить обобщенную схему модели обучения на основе игры:
Создание игровой проблемной ситуации: введение моделирующей/ игровой ситуации
Ход игры: «Проживание» проблемной ситуации в её игровом воплощении. Действия учащихся по игровым правилам, развертывание игрового сюжета
Подведение итогов игры (подсчет очков, объявление игровых результатов). Самооценка действий игроков.
Обсуждение хода и результатов игры, игровых действий и переживаний участников. Анализ игровой ситуации, её соотношение с реальностью. Учебно-познавательные итоги игры.
В своей практике я активно использую игровую педагогическую технологию, как совокупность различных игр на разных предметах, с различными учебными задачами и содержанием. Нельзя сказать, что игра на моих уроках выполняет одну какую-либо функцию, обычно она выполняет сразу несколько функций. Главное, что она органически сочетается с серьезным напряженным трудом, не отвлекает от учения, а наоборот способствует интенсификации умственной работы. Какие же функции выполняют игры? • Формируют устойчивый интерес к учению и снимают напряжение, которое возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму. У младших школьников учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игры способствуют снятию барьера между «внешним миром знаний» и психикой ребёнка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у детей страх неизвестности. Например, в игре «Лото» ребята в непринуждённой обстановке общаются друг с другом, учатся находить одинаковые предметы, сопоставлять их. Игра «С какого дерева листок?». На доске картинки с изображением деревьев (берёза, дуб, клён, ива и т. д.) Дети получают листочки и определяют, с какого дерева они. Игра «Следопыт». Ученики определяют, какое животное оставило следы на снегу. • Способствуют развитию психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и пр.) Например, игра на развитие восприятия «Выложи сам». Детям показываю картинку с изображением предмета, составленного из нескольких геометрических фигур и набор этих фигур. Необходимо выложить из них данное изображение. Игра на развитие воображения. Ученикам раздаю шаблоны круга. Они обводят их на бумаге и дорисовывают так, чтобы получились новые предметы. (Получаются часы, солнце, колесо, рыбка, колобок и др.) Игра на развитие мышления, речи «Времена года». Показываю картинку с изображением времени года. Задания разные, в зависимости от темы урока: ответить на вопросы, придумать предложения, рассказ, сравнить и т. д. • Создают условия для освоения социальных ролей. Эта функция реализовывается в большинстве игр, т. к. игры чаще всего носят коллективный характер и предлагают то или иное разделение ролей. • Активизируют мыслительную деятельность. Примером таких игр являются сюжетные игры, реализуемые на учебном материале. Например, Составление примеров может быть представлено в игровой форме. Пришёл сказочный герой (Буратино, Незнайка, Чебурашка, Золотая рыбка и т.д.) и просит ребят выполнить задание. Часто использую такие игры, как «Магазин», «Составим букет», «Найди свой цветок» и другие, в которых примеры написаны на обратной стороне различных предметных картинок, объединяют в заданную сюжетную игру. • Способствуют включению детей в учение. Это разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений. Например, на уроках обучения грамоте в игре «Кто больше?» дети самостоятельно придумывают слова на заданный звук. В игре «Найди слово в слове» ученики составляют слова из букв данного учителем слова. Например, гроза (роза, рог, гора и т.д.) С такой же целью использую игры «Найди пару» (подобрать синонимы к словам), «Допиши слово» и другие. • Формируют навыки самоконтроля и самооценки. В течение урока одни дети исполняют роль учителя, другие – учеников. Первые - ставят задачу, вторые – её решают. Подобные игры реализуются в парной, групповой и коллективной работе. Например, игра «Передал – садись». Учащиеся передают друг другу волшебную палочку, задавая при этом примеры из таблицы умножения. Если ребёнок ответил правильно, то он может передать палочку следующему, задав ему пример, и так по цепочке. На уроках технологии изготавливаем карточки в виде перфокарт, пишем на них задания (примеры, слова с безударной гласной, слова с парными согласными и т. д.) Дети заполняют «окна», потом обмениваются и проверяют друг у друга. Подвижные игры, проводимые мной на воздухе, укрепляют здоровье детей развивают их организм. Познавательные игры расширяют кругозор, способствуют закреплению знаний, развивают находчивость, смекалку, побуждают интерес к различным областям науки, техники, искусства. Можно было бы упомянуть ещё о многом полезном и содержательном. Что вносит игра в жизнь детей, и сказанного более чем достаточно, чтобы увидеть в ней не только развлечение и забаву, но и одно из серьёзнейших средств педагогического воздействия на детей. Делая вывод, я с уверенностью говорю, что выбранная мною игровая технология эффективна на данном этапе, получены хорошие результаты, но остаются ещё вопросы, над которыми нужно работать, чтобы интерес к учебной деятельности стал устойчивым, а учебная деятельность для младших школьников оставалась ведущей. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, я воздействую на все стороны развития личности ребенка, на чувства, на сознание, на волю, на поведение в целом. Игра помогает мне делать уроки живыми, а общение искренним, дойти до ума и сердца каждого ребенка, вызвать творческий интерес к обучению, способствует раскрытию индивидуальности детей. Хочется закончить словами В.А.Сухомлинского: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка.… Без сказки, без игры воображения ребёнок не может жить… Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
ЛИТЕРАТУРА 1. Кларин, М. В. Обучение как игра. Хрестоматия по педагогике, часть II 2. Осмоловская, И. М. Игра на уроках. //ЖНШ. №5. 2004. 3. Бабкина, Н. В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе. //ЖНШ. №4. 1998. 4. Рендакова, Е. М., Новокшонова, Л. М. Создание игровых комплектов и их применение в обучении младших школьников. //ЖНШ. №11. 2000. 5. Абдульменова, З. З. Игра – способ пытливости и любознательности. //ЖНШ. №11. 2003. 6. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.shkola-dlya-vseh.ru/.