Воскресенье
19.05.2024
08:33
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [2]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
МО учителей начальных классов Тюменцевского района
Главная » Статьи » Мои статьи

"Формирование познавательных компетенций учащихся через применение игровых технологий на уроках в начальной школе"
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА УРОКАХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности.
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие ребенка как личности, поэтому возникает насущная потребность в расширении методического потенциала и в активных формах обучения. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии. Игровая деятельность не исчезает из ведущей учебной деятельности младших школьников, а является одной из уникальных форм обучения, которая помогает успешно осваивать содержание обучения.
Особенность игровой деятельности в том, что она способствует изменению мотивов поведения, раскрывает новые источники развития познавательных сил, повышает самооценку учащихся, устанавливает дружеские отношения в микрогруппе и коллективе, приучает детей к согласованным действиям в работе, к ответственности перед командой, за которую они играют. В игре воспитываются многие волевые качества: самостоятельность, настойчивость, самообладание, выдержка, воля к победе – всё то, без чего немыслим успех.
Большое значение имеет игра в младшем школьном возрасте, особенно сегодня, когда всё больше детей приходят в школу неподготовленными, с ослабленным психофизическим здоровьем, сниженным уровнем интеллектуального развития, эмоционального благополучия и потенциальной опасностью попасть в «группу риска».
Игра выступает в качестве средства адаптации и социализации, средства изучения детей, лечебно-коррекционного периода. Она развивает в ребенке милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, речь и реактивность – словом, всё, что составляет богатство человеческой личности.
Другой положительной стороной игры является то, она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией через телевидение, видео, радио, компьютерные сети. Задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора полученной информации. Развивать подобные умения помогает дидактическая игра.
Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, я учу детей не так, как мне удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ВИД ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Педагогические технологии по преобладающему методу различаются на:
1. Игровые.
2. Догматические, репродуктивные.
3. Объяснительно-иллюстративные.
4. Развивающие.
5. Проблемные, поисковые.
6. Программированные.
7. Диалогические.
8. Творческие.
9. Саморазвивающие.
10. Информационные (компьютерные).
Опираясь на концепцию Д. Б. Эльконина выявили наиболее характерные виды игр:
• игра – развлечение;
• игра – упражнение;
• сюжетная игра;
• процессуально – подражательная игра;
• традиционная.
По классификации О. С. Газмана игры бывают:
• подвижные;
• сюжетно-ролевые;
• компьютерные;
• дидактические.
Какова бы не была классификация игр, ясно одно: игра для ребенка не просто времяпровождение. Она для него учеба, труд, серьезная форма воспитания, передача накопленного опыта.
Делая ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровую деятельность я использую в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологию внеклассной работы.
Реализацию игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий провожу по таким основным направлениям:
- дидактическую цель ставлю перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебную деятельность подчиняю правилам игры;
- учебный материал использую в качестве её средства;
- в учебную деятельность ввожу соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;
- успешное выполнение дидактического задания связываю с игровым результатом.
Эффективность любой игры во многом зависит от эмоционального отношения педагога к течению игры, от заинтересованности в её результатах, от правильного её проведения. Для обеспечения привлекательности и эффективности игры я придерживаюсь следующих требований к её проведению:
1. Игровая оболочка: должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех учеников на достижение игровых целей.
2. Включенность каждого в игру.
3. Возможность действия для каждого.
4. Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.
5. Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. С другой стороны задания должны быть доступны каждому, поэтому необходимо учитывать уровень подготовки участников игры и задания подбирать от легких до более сложных.
6. Вариативность – в игре не должно быть единственно возможного пути достижения цели.
7. Должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей.
8. Дидактический материал должен быть прост по изготовлению и использованию.
9. Подведение результатов игры должно быть четким и справедливым.
Большинство дидактических игр заключает в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто верней и быстрей?!», «Не зевать! Отвечать сразу!», «Сосчитай!», «Докажи!». По характеру познавательной деятельности дидактические игры я отношу к следующим группам:
1. Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу, например: составляют узор по образцу «Графический диктант», (узор на доске, в тетради, в форме аудиальной инструкции) «Мозаика».
2. Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. К этой группе относится большое число игр, направленных на формирование вычислительных навыков, например: игра «Определи курс движения самолета».
3. Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся, например: игра «Контролеры».
4. Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность, например: игра «Числа-перебежчики».
5. Игры, включающие элементы поисковой деятельности. Так, в игре «Угадай-ка» дети сами формируют правило по рисунку, схеме и опорным словам.

ЧЕРТЫ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

В структуре учебного процесса с использованием дидактических игр я выделяю четыре элемента-этапа:
1. Ориентация (представляю изучаемую тему, знакомлю с основными представлениями, которые в ней используются; даю характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры).
2. Подготовка к проведению (излагаю сценарий, игровые задачи, правила подсчета очков, распределение ролей совместно с учащимися, пробный «прогон» игры в сокращенном виде).
3. Проведение игры как таковой (организую проведение игры, фиксирую следствия игровых действий, слежу за подсчетом очков, разъясняю неясности).
4. Обсуждение игры (обсуждение проводим совместно с учащимися, в ходе которого дается описательный обзор – характеристика «событий» игры и отношение участников игры к трудностям, возникавшим по ходу дела, обсуждаются идеи, которые приходили в голову во время игры).

Анализируя данные элементы – этапы использования дидактических игр можно представить обобщенную схему модели обучения на основе игры:

Создание игровой проблемной ситуации: введение
моделирующей/ игровой ситуации

Ход игры: «Проживание» проблемной ситуации в её игровом воплощении. Действия учащихся по игровым правилам, развертывание игрового сюжета

Подведение итогов игры (подсчет очков, объявление игровых результатов). Самооценка действий игроков.

Обсуждение хода и результатов игры, игровых действий и переживаний участников. Анализ игровой ситуации, её соотношение с реальностью.
Учебно-познавательные итоги игры.

В своей практике я активно использую игровую педагогическую технологию, как совокупность различных игр на разных предметах, с различными учебными задачами и содержанием.
Нельзя сказать, что игра на моих уроках выполняет одну какую-либо функцию, обычно она выполняет сразу несколько функций. Главное, что она органически сочетается с серьезным напряженным трудом, не отвлекает от учения, а наоборот способствует интенсификации умственной работы.
Какие же функции выполняют игры?
• Формируют устойчивый интерес к учению и снимают напряжение, которое возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму.
У младших школьников учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игры способствуют снятию барьера между «внешним миром знаний» и психикой ребёнка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у детей страх неизвестности.
Например, в игре «Лото» ребята в непринуждённой обстановке общаются друг с другом, учатся находить одинаковые предметы, сопоставлять их.
Игра «С какого дерева листок?». На доске картинки с изображением деревьев (берёза, дуб, клён, ива и т. д.) Дети получают листочки и определяют, с какого дерева они.
Игра «Следопыт». Ученики определяют, какое животное оставило следы на снегу.
• Способствуют развитию психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и пр.)
Например, игра на развитие восприятия «Выложи сам». Детям показываю картинку с изображением предмета, составленного из нескольких геометрических фигур и набор этих фигур. Необходимо выложить из них данное изображение.
Игра на развитие воображения. Ученикам раздаю шаблоны круга. Они обводят их на бумаге и дорисовывают так, чтобы получились новые предметы. (Получаются часы, солнце, колесо, рыбка, колобок и др.)
Игра на развитие мышления, речи «Времена года». Показываю картинку с изображением времени года. Задания разные, в зависимости от темы урока: ответить на вопросы, придумать предложения, рассказ, сравнить и т. д.
• Создают условия для освоения социальных ролей.
Эта функция реализовывается в большинстве игр, т. к. игры чаще всего носят коллективный характер и предлагают то или иное разделение ролей.
• Активизируют мыслительную деятельность.
Примером таких игр являются сюжетные игры, реализуемые на учебном материале. Например, Составление примеров может быть представлено в игровой форме. Пришёл сказочный герой (Буратино, Незнайка, Чебурашка, Золотая рыбка и т.д.) и просит ребят выполнить задание.
Часто использую такие игры, как «Магазин», «Составим букет», «Найди свой цветок» и другие, в которых примеры написаны на обратной стороне различных предметных картинок, объединяют в заданную сюжетную игру.
• Способствуют включению детей в учение.
Это разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений. Например, на уроках обучения грамоте в игре «Кто больше?» дети самостоятельно придумывают слова на заданный звук. В игре «Найди слово в слове» ученики составляют слова из букв данного учителем слова. Например, гроза (роза, рог, гора и т.д.) С такой же целью использую игры «Найди пару» (подобрать синонимы к словам), «Допиши слово» и другие.
• Формируют навыки самоконтроля и самооценки.
В течение урока одни дети исполняют роль учителя, другие – учеников. Первые - ставят задачу, вторые – её решают. Подобные игры реализуются в парной, групповой и коллективной работе. Например, игра «Передал – садись». Учащиеся передают друг другу волшебную палочку, задавая при этом примеры из таблицы умножения. Если ребёнок ответил правильно, то он может передать палочку следующему, задав ему пример, и так по цепочке.
На уроках технологии изготавливаем карточки в виде перфокарт, пишем на них задания (примеры, слова с безударной гласной, слова с парными согласными и т. д.) Дети заполняют «окна», потом обмениваются и проверяют друг у друга.
Подвижные игры, проводимые мной на воздухе, укрепляют здоровье детей развивают их организм. Познавательные игры расширяют кругозор, способствуют закреплению знаний, развивают находчивость, смекалку, побуждают интерес к различным областям науки, техники, искусства.
Можно было бы упомянуть ещё о многом полезном и содержательном. Что вносит игра в жизнь детей, и сказанного более чем достаточно, чтобы увидеть в ней не только развлечение и забаву, но и одно из серьёзнейших средств педагогического воздействия на детей.
Делая вывод, я с уверенностью говорю, что выбранная мною игровая технология эффективна на данном этапе, получены хорошие результаты, но остаются ещё вопросы, над которыми нужно работать, чтобы интерес к учебной деятельности стал устойчивым, а учебная деятельность для младших школьников оставалась ведущей.
Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, я воздействую на все стороны развития личности ребенка, на чувства, на сознание, на волю, на поведение в целом. Игра помогает мне делать уроки живыми, а общение искренним, дойти до ума и сердца каждого ребенка, вызвать творческий интерес к обучению, способствует раскрытию индивидуальности детей.
Хочется закончить словами В.А.Сухомлинского: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка.… Без сказки, без игры воображения ребёнок не может жить… Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

ЛИТЕРАТУРА
1. Кларин, М. В. Обучение как игра. Хрестоматия по педагогике, часть II
2. Осмоловская, И. М. Игра на уроках. //ЖНШ. №5. 2004.
3. Бабкина, Н. В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе. //ЖНШ. №4. 1998.
4. Рендакова, Е. М., Новокшонова, Л. М. Создание игровых комплектов и их применение в обучении младших школьников. //ЖНШ. №11. 2000.
5. Абдульменова, З. З. Игра – способ пытливости и любознательности. //ЖНШ. №11. 2003.
6. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.shkola-dlya-vseh.ru/.
Категория: Мои статьи | Добавил: defaultNick (30.01.2014)
Просмотров: 2258 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Sergciz  
0
<a href=http://zmkshop.ru/>проектирование радиопрозрачных</a>

Имя *:
Email *:
Код *: